ЕСЛИ ЧТО-ТО ПОНРАВИЛОСЬ В ИНТЕРНЕТЕ, НАДО СТРЕМИТЬСЯ УВИДЕТЬ ЭТО В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ!

о выставке «ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЧИ»


Интернет-выставка "Православный Сочи" посвящена городу Сочи и его истории.
На выставке представлено около 100 виртуальных фотографий, снятых в городе Сочи и его округе в XIX,XX и XXI веках, большая часть из которых сделана русским паломником Андреем Непшей членом Международной федерации художников и Творческого союза художников России, принимавшим участие в более 20 персональных выставках в России, США, Греции, Италии, Франции, Германии, Финляндии,  Абхазии. Его работы находятся в музейных и частных коллекциях  России, США и Европы.
Главная тема в творчестве Андрея Непши – Православие, духовное возрождение России. И цель выставки показать красоту православного Сочи и вообще Православия, ибо через красоту человек изменяется к лучшему.
Помимо художественной тематики автор выставки затронул историческую и духовную темы, так как город Сочи и исторически, и духовно связан с Православной верой.
В первые века район современного Сочи заселяли племена, известные под собирательным названием «гениохи». Святой апостол Андрей Первозванный проходил здесь с Евангельской проповедью по пути в Киев, а св. апостол Симон Кананит проповедовал недалеко от Сочи в Анакопии, древней столице Абхазии, где принял мученическую кончину.
Расцвет христианства относится к периоду раннего средневековья (VII-X вв. от Р.Х.), когда здесь сильно влияние Византийской империи. Но в XVI веке, в результате экспансии Османской империи, христианство в этих местах было практически уничтожено.
В 1829 г., после окончания русско-турецкой войны, по Андрианопольскому мирному договору Черноморское побережье Кавказа от устья р. Кубани до форта Свт. Николая, расположенного южнее Поти, отошло к России. В ходе Кавказской войны в 30-е гг. XIX в. была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из береговых укреплений, предназначенных для охраны побережья. На территории Сочи русские войска построили форты Александрия (Сочи), Лазарев (Лазаревское), Головинский (Головинка) и укрепление Святого Духа (Адлер).
Известно о девяти древних храмах, располагавшихся в Лоо, Хосте, Адлере, Веселом, Липниках, Лесном, Галицыне, Монастыре.
Развалины одного из них находятся в горах на пологом гребне горы водораздела реки Сочи и речушки Сванидзе (левого притока реки Агуа), недалеко от впадения последней в многоводную Сочи. Стены храма возведены из речного булыжника на известковом растворе. План, особенности кладки и сопутствующие материалы связывают храм с позднесредневековыми храмами Абхазии, где подобные приходские церкви интенсивно строились в XIV веке.
Близ поселка Лоо, на вершине горы «Лооский маяк» (308 м) в 1,5 км от берега Чёрного моря, сохранились развалины другого храма, построенного абазинским князем в VIII в. По характеру кладки он близок к Пицундскому и Лыхненскому храмам в Абхазии. В XIV веке хозяйничавшие тут турки перестроили храм в крепость. Во времена, когда эти земли принадлежали абазинам, c храмом ничего не происходило, без каких - либо изменений он продержался до XIX века, когда вся земля вокруг - территория от Нижней Хобзы до Уч-Дере - перешла в собственность графа Шереметьева. С этого момента в стенах храма возобновились православные службы, и соответствующим образом перестроена восточная часть. Но все изменила революция - тысячелетний храм попросту взорвали! Камни из кладки затем использовали в фундаменте Лоовского сельсовета.
Более древних христианских храмов, дошедших до нашего времени на территории Сочи не сохранилось. Был в Адлере храм, примерно VI века, но он разрушен при строительстве водопровода в 1954 году.
До революции 1917 года в Сочи насчитывалось около 20 храмов, несколько монастырей и скитов. Ныне действует 2 монастыря, 2 скита, около 30 храмов и множество часовен.
Главным храмом в Сочи считается собор Архистратига Михаила, закладка которого состоялась 26 мая 1874 года на возвышенности в устье реки Сочи в честь десятилетия окончания Кавказской войны. Начало сооружения собора связывают с прямым указанием Великого князя, наместника Кавказа Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д.В.Пиленко. Возводился храм на территории бывшего Навагинского укрепления в Даховском посаде. В качестве строителя собора выступил статский советник, агроном А.В.Верещагин, взявший обязательство соорудить его на частные средства. Первоначально работы финансировал крупный черноморский землевладелец Н.Н.Мамонтов. План и рисунки храма выполнял московский архитектор А.С.Каминский. По разным обстоятельствам строительство храма затянулось на долгие годы. Только 25 октября 1890 г. сооружение храма завершилось, а 24 сентября 1891 г. состоялось торжественное освящение нового собора.
Строительство собора горячо приветствовал сам Ф.М.Достоевский. Он стращал: “Не то явятся, вместо церквей Божиих, молитвенные сборища сектантов, хлыстовщины, а пожалуй и штундистов. Явятся, пожалуй, раньше священников и лютеранские пасторы из Берлина со знанием русского языка”. Ф.М.Достоевский лично организовал сбор средств “исключительно в пользу первой православной сочинской церкви”.
Местоположение его было весьма удачным. С.Доратовский писал: “На возвышенном морском берегу выделяется церковь, сверкая золочеными крестами. Темная зелень кипарисов эффектно оттеняет белизну колокольни и кольцом окружила все здание… Церковь в городе одна. Главным украшением ее служит смешанный хор, составленный главным образом из любителей. Голоса – мужские и женские – подобраны с большим старанием. Хоровое пение музыкально. Горожане гордятся своим храмом и любят его”.
В 1931 году церковь была осквернена известным педагогом А.Макаренко, когда он со своими коммунарами, то есть несовершеннолетними преступниками, разбил возле храма летний лагерь. В этом же году на заседании Президиума Сочинского РИКа было принято решение о запрещении колокольного звона, который «нарушает тишину и нормальную работу санаториев». К 1 мая 1934 года собор закрыли, разместив в нем клуб, а затем склад. В 1937 власти хотели на его месте построить цирк. Но храм сохранился и 2 ноября 1943 года в нем возобновились богослужения.
В 1994 г. собор отреставрировали, а в 2008 г. провели капитальный ремонт. Рядом с собором построен храмовый комплекс, включающий храм во имя Иверской иконы Божией Матери (заложен 19 декабря 1995 г.), воскресную школу и несколько других построек.
Кроме собора Архистратига Михаила и храма Иверской иконы Божией Матери в Сочи действуют храмы, посвященные Пресвятой Троице, Кресту Господню, Преображению Господню, Рождеству Пресвятой Богородицы, Успению Пресвятой Богородицы, иконам Божией Матери Казанской, Владимирской, "Утоли моя печали", "Всех скорбящих Радость", апостолам Андрею Первозванному, Симону Кананиту, равноапостольным князю Владимиру, Нине, священномученику Харалампию, святителям Николаю Чудотворцу, Иоанну Златоусту, великомученикам Георгию Победоносцу, Пантелеймону Целителю, Екатерине, мученику Василиску, мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, Филарету Милостивому.
Все эти храмы постоянно посещают сочинцы и гости города, так что «горчичное зерно», посеянное в районе современного Сочи почти 2000 лет назад апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом, дало свои всходы.
Данная выставка - это попытка познакомить людей с внешней красотой православного Сочи и вообще Православия. Внутреннюю красоту, более прекрасную и возвышенную, недоступную для глаз, а только для сердца, можно узреть, принимая участие в Таинствах Православной Церкви.

 С 14.04.09 по 15.06.09 выставка проходит в городе Сочи в музее Н.Островского. Ниже можно почитать, что о ней писала пресса.
14 апреля 2009 года в 14:00 в музее Н.Островского состоится открытие фотовыставки «Православный Сочи». Это более 100 фотографий, снятых в городе Сочи и его округе в XIX-XXI веках. Большая часть коллекции - авторские работы Андрея Непши, члена Международной федерации художников и Творческого Союза художников России. Его творчество многогранно отразили более 20 персональных выставок в России, США, Греции, Италии, Франции, Германии, Финляндии, Абхазии. Его работы хранятся в музейных и частных коллекциях России, США и Европы.
Главная тема А.Непши - Православие, духовное возрождение России. Цель выставки - раскрыть красоту православного Сочи, ибо эстетика Православия помогает человеку «духовно развиться ввысь». Не менее важна просветительская задача фотовыставки: мало кто знает историю Православия Западного Причерноморья, нашего края. Святой апостол Андрей Первозванный проходил здесь с Евангельской проповедью по пути в Киев, а Св. апостол Симон Кананит проповедовал в Анакопии, древней столице Абхазии, где принял мученическую кончину. Расцвет христианства относится к периоду раннего средневековья (VII-X вв. от Р.Х.), но в XVI веке, в результате экспансии Османской империи, христианство в крае было практически уничтожено.
В 1829 г. по Андрианопольскому мирному договору Черноморское побережье Кавказа отошло к России, В честь десятилетия окончания Кавказской войны, 26 мая 1874 года, состоялась закладка первого Православного храма в Сочинском округе, собора Архистратига Михаила. В 1891 году состоялось торжественное освящение нового собора. К 1917 году по побережью насчитывалось более 20 храмов: в Хосте, Адлере, Красной Поляне, Веселом, Лесном, Голицыне, Монастыре, В. Николаевке, Уч-Дере, Аибге, Ахштыре и т.д. Ныне на территории города действует 2 монастыря, 2 скита, около 30 храмов и множество часовен.
Все эти храмы посещают сочинцы и гости города, так что «горчичное зерно», посеянное в районе современного Сочи почти 2000 лет назад апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом, дало свои всходы.
В рамках выставки планируются проведение для учащихся сочинских школ и ВУЗов уроков «Основы православной культуры».
Управление культуры Администрации города Сочи http://kulturasochi.ru/?m=news&p=0&n=469

«Православный Сочи»
14.04.09  Сегодня в музее Островского состоялось открытие фотовыставки «Православный Сочи». Работы мастеров прошлого и наших современников открывают город с иной, несколько непривычной стороны.
Нина Серебренникова, корреспондент:
«Православный Сочи, какой он? Ответ на этот вопрос можно найти на этих снимках. Здесь запечатлены не только православные ритуалы: крещение, исповедь. Но и моменты из счастливой жизни, например, этого молодого папаши».
Море, пальмы и палящие солнце, все это Сочи. А еще Сочи - это храмы, монастыри и часовни. На выставке представлены фотографии культовых строений за три века. Православных фотохудожников, несмотря на разницу во времени объединяет общий подход к своей работе.
Андрей Непша, фотохудожник:
«Творчество православных фотохудожников, сродни иконописцам, то что недоступно другим, им доступно, икона - это окно в другой мир, так и фотография православная - окно в другой мир».
Большинство фотографий сделаны Андреем Непшей. Его персональные выставки объехали Россию и Европу. В музеях разных стран хранятся его работы. В течение 6 лет он снимал жизнь православных людей. Андрей Непша в куче пивных банок видит нечто большее, чем груду мусора.
Андрей Непша, фотохудожник:
«Грязь, которая накопилась, она закрывает все хорошее. И красоту, которая есть у нас в душе, она вот как эти склянки банки, портит все хорошее в нас. Здесь я пытался передать святых, эти ягоды горят. Зима, листья опали, а они горят, как сердца святых».
Цель фотовыставки, не только раскрыть красоту православного Сочи, но и освятить историю нашего города. Открыть для себя город курорт с новой стороны можете и вы.
Нина Серебренникова, Оганнес Мкртчян, «Вечерний Сочи».
Телекомпания Макс ТВ http://www.maksmedia.ru/news.htm?id=48464

 

| на главную страницу |